понедельник, 24 января 2011
Когда-нибудь ВВС Спорт допоказывается. 30.04.2002, The Mirror
Мэтью НорманнВВС Спорт – это первый в мире телеканал-камикадзе.
Прямых спортивных трансляций на нем днем с огнем не найдешь – даже если считать спортом игру в шары. В общем, ничего живого (я лично думаю, что Дэвид Брайант умер задолго до того, как стал чемпионом мира – это была просто тлеющая зола).
Но когда у канала наконец-то появляются эксклюзивные права, он с мазохистским удовольствием начинает напоминать нам, насколько интереснее был спорт в прошлом.
Итак, что делает ВВС, получив эксклюзивные права на трансляцию? Он крутит ностальгические передачи о славных деньках "ракеты" Ронни Рэдфорда, подчеркивая, как это все было захватывающе – не то, что сейчас.
читать дальшеПоэтому когда воскресным вечером ВВС показал нам «Когда снукер правил миром», сюрпризом это не стало.
Вы только подумаете о смехотворности этого названия. Почему бы тогда не сделать еще пару шагов навстречу правде и не назвать передачу «До Того Как Снукер Стал Натуральным Заменителем Прозака»?
Сегодня снукер неспособен править даже телевидением. Собрать сейчас хотя бы половину аудитории ВВС2, некогда смотревшей, как Дэнис Тэйлор побеждает Стива Дэвиса на последнем черном, можно разве что, если в финале Нэнси и Ульрика топлесс устроят дуэль на киях за корону чемпионки мира.
Этот вид спорта уничтожили две вещи: молодость его звезд и их техническое совершенство.
Средний возраст нынешних звезд – около двадцати лет, они не мыслят себе жизни без снукерного стола и похожи друг на друга, как близнецы.
Посмотрите в лицо Джону Хиггинсу, Мэтью Стивенсу (тому самому, который напрочь убил интригу чемпионата мира, сокрушив Джимми Уайта) и Стивену «А кто это?» Ли – и вы увидите благопристойных пай-мальчиков, которые едва способны выпить по стаканчику. Каждый из них умеет строить сенчури брейки на порядок лучше, чем Стив Дэвис во времена своего расцвета. Но в одних только очках Дэвида Вайна было в два раза больше обаяния, чем в любом из этих молодых людей.
Именно Вайн напомнил нам в воскресенье вечером о шокирующей победе 23-летнего Алекса Хиггинса, добавив, что в те времена снукерист моложе сорока лет не считался достаточно зрелым, чтобы выиграть чемпионат мира.
Может быть, звезд 70-х и ранних 80-х и нельзя было назвать особыми красавцами, но зато на их лицах читалось не только повествование о ежедневных восьмичасовых тренировках за снукерным столом.
Был гипнотически скучный австралиец Эдди Чарлтон, с лицом, похожим на перчатку бейсбольного питчера в конце мировой серии; южноафриканец Перри Манс - такой мрачный и измученный, что больше напоминал заключенного, сбежавшего из японского лагеря военнопленных. Клифф Торбурн, похожий на Кларка Гейбла после жестокого нервного срыва. И его приятель, канадец Билл Вербенюк («25 пинт лагера и грузовик чипсов, пожалуйста») - в тот день, когда Билл решил взяться за кий, сумо потеряло свою потенциальную суперзвезду.
Гениальный Хиггинс с безумными глазами, улыбающийся вампир Риардон, Тони «Трое-в-постели» Ноулз - души в себе не чающий Адонис, Тони Мео, похожий на Фредо Корлеоне из «Крестного отца», Уайт – мальчишка на посылках в банде из криминальных комедий поздних 40-х и т.д. Многие из них курили не переставая, пили, как сапожники, и даже Дэвис выполнял жизненно необходимую роль всеобщего объекта ненависти.
Дэвис, которому годы прибавили обаяния, даже не квалифицировался в этом году.
Уберите магнетически притягательного невротика Ронни O'Салливана и обожаемого Уайта, и вам останутся лишь результаты работы производственного конвейера – живые забивающие автоматы, которых не отличишь друг от друга ни по стилю, ни по характеру.
Конечно, это не их вина. Нельзя демонстрировать ту же глубину индивидуальности, как у людей вроде Риардона (бывший полицейский) или Дуг Маунтжой (бывший шахтер), если с самого детского сада эти ребята не занимаются ничем, кроме снукера.
Конечно, они не виноваты в том, что их техническое совершенство убивает привлекательность снукера – точно так же, как Пит Сампрас уничтожил теннис на травяных кортах, а Тайгер Вудс гольф.
Но это вина ВВС в том, что канал самодовольно напоминает нам, до чего скучен и пуст сегодняшний чемпионат мира по сравнению с эпохой, когда снукер действительно правил маленьким кусочком этой вселенной.
Возникает вопрос: почему бы им вовсе не прекратить прямые трансляции и просто-напросто не переключиться на повторы старых классических матчей.
В себе я уверен: я скорее двадцать раз посмотрю полуфинал Уайт-Хиггинс 1982, чем матч любой финальной пары, которую Шеффилд сможет предложить зрителям в 2002 году.
@темы:
снукер
Самое интересное, что даже не поспоришь толком. Нынешний Мастерс это только подтвердил - межсессионные вставки и подводки-завершения были в разы интереснее всего турнира, вместе взятого.
Может, это и самоубийство со стороны ВВС, показывать всю эту красоту. Но лучше пусть показывают. Всё-таки повод включить трансляцию.
Боюсь, они как и снукер _правили_ миром. Из выживших остались Сейд, Хаттенстоун и Инглиш и ни один из них не пишет о снукере регулярно. )) А когда-то ведь у Нормана была своя колонка )
И вообще сейчас ВВС, похоже, показывает врезки про старые матчи, чтобы привлечь телезрителей, а не чтобы утопить себя ))
Гость
А почему вы считаете что сейчас снукер интереснее, чем был тогда? ) И какие матчи вас в этом убедили?
Впрочем, по большому счету это неважно. Каждый находит в снукере что-то свое.
Меня сенчури-брейки не слишком привлекают, поэтому для меня вопрос "лучше-потому что техничней и брейковей" не стоит в принципе. А по всем остальным параметрам 1980-е дадут любую фору концу 2000-х. И не только концу. И не только 2000. ИМХО, конечно.
Снукер, кроме всего прочего, интересен тем, что в него играют люди.
Автор прав, и интересно, что он написал бы сейчас. Наверно, мОлодежи досталось бы ещё больше, чем в 2002-м.
Даже без того, что личность Алекса Хиггинса у меня ничего, кроме отвращения, не вызывает,но автор хоть потрудился раскрыть глаза и посмотреть, каким был Стив Дэвис, послушать, как он говорит, что говорит, что делает – уже в 80-е? Но зачем, налепили ярлык, и свободен.Проблема нынешней британской молодой волны не в технике, а в отсутствии общей культуры и, простите, жлобстве.
Потому что мне одной фразы «Многие из них курили не переставая, пили, как сапожники, и даже Дэвис выполнял жизненно необходимую роль всеобщего объекта ненависти» достаточно для того, чтобы отправить все это многобуквие подальше в сад.
Рекламные ролики, начиная с незабвенной "Минолты", многочисленные ток-шоу и прелестная "How To Be Really Interesting" - в подтверждение тому, что автор как раз знает, о чём говорит. Дэвис в великолепном стиле отыгрывал образ, судя по словам Бёрна - получал от этого необыкновенное удовольствие, судя по банковскому счёту - попутно зарабатывал на этом хорошие деньги, и мало кого из публики интересовало, что там есть на самом деле. Был выигрывающий всё подряд Стив Дэвис в скучно-чёрном костюме и со скучной личной жизнью.
Кстати, сравнение Тони Мео с Фредо Корлеоне - это вообще лучшее описание Мео, которое мне приходилось встречать.
Никто не заставляет соглашаться с автором. Но трудно спорить с тем, что в 80е у всех мало-мальски известных игроков была своя ниша, свой образ и способность сыграть характерную роль от начала и до конца. А кто из современных игроков на такое способен? На большую часть даже ярлыка не прицепишь.
А если судить по себе - игрок, который вызывает у меня наибольший восторг - из 80-х. Вызывающий у меня наибольшую неприязнь - оттуда же.
Верно. А если бы кого-то заинтересовало, возможно, Алекс Хиггинс не закончил свою жизнь так.
Хотя, публика была, очевидно, не только слепа, но и глуха, если даже не вдумывалась в то, что и как говорит Дэвис. Или чертовски избалована - почитали бы они интервью МТА, узнали бы сразу, что такое настоящая боль.
>> Но трудно спорить с тем, что в 80е у всех мало-мальски известных игроков была своя ниша, свой образ и способность сыграть характерную роль от начала и до конца. А кто из современных игроков на такое способен? На большую часть даже ярлыка не прицепишь.
Давай определимся, кого мы считаем современным игроком. Поколение конца 60-х - начала 70-х туда входит? Тройка 1975-го года? Или же только позже 1980-го? Ты считаешь, что Хендри, Догерти, Эбдон, РОС, Синеокий Марик - это серая безликая толпа? Покойный Пол Хантер - никто, которому даже ярлык не прицепишь? Сравниваем ли мы подлинных звезд с середняками, или звезд со звездами?
А тогда вопрос, кого считать звёздами. Дуг Маунтжой - звезда? Клифф Уилсон - звезда? Вилли Торн - звезда? Тони Мео - звезда? И сравнить их с нынешней серединой. Почему этим людям отсутствие результатов не мешало быть харизматиками, а какому-нибудь Картеру - мешает?
Если по именам - можно смотреть и по именам. Хендри, Эбдон и Доэрти - это поколение, пришедшее в конце 80-х, последние из попавших в тот период, когда деньги зарабатывали умением развлечь публику. И кто, кроме них, из этого поколения может называться действительно интересным игроком?
Начало 90-х - РОС и Вильямс.
Конец 90-х - Хантер и никого больше.
Начало 2000-х - ?
6-8 человек на два десятилетия (меньше, если учесть, что с точки зрения большинства зрителей Доэрти и Эбдон - это скучнейшие роботы). И как минимум 10 на 80-е, если даже выкинуть Риардона и Алекса, которые пришли из прошлого десятилетия.
публика была, очевидно, не только слепа, но и глуха, если даже не вдумывалась в то, что и как говорит Дэвис
Кхм... Публика не читает каждое появляющееся интервью каждого игрока в каждой местной газетёнке. Публика смотрит снукер на арене или по телевизору. Так что слушает публика в лучшем случае послематчевые интервью Дэвиса - а послематчевые интервью Дэвиса в 80-е годы... Миф об отсутствии какой бы то ни было индивидуальности не на пустом месте взялся и не случайно так долго прожил. Поэтому та же публика радостно освистывала Дэвиса, только что вырвавшего очередной титул из безнадёжной ситуации.
возможно, Алекс Хиггинс не закончил свою жизнь так
Вот уж в чём публика не виновата. У Алекса были друзья, была семья. И дочь была, так проникновенно читавшая стихи на похоронах. Не среднестатистический Джон Смит, смотрящий снукер две недели в год, виноват в том, что Алекс закончил так, как он закончил.
>>Почему этим людям отсутствие результатов не мешало быть харизматиками, а какому-нибудь Картеру - мешает?
Необходимость развлекать публику, как ты заметила, отошла на второй план, потому что Хендри и Дэвис, которые не развлекали публику, ввели новую моду. У меня нет проблем с Картером. Он мне нравится и я радуюсь его успехам.
>>Хендри, Эбдон и Доэрти - это поколение, пришедшее в конце 80-х, последние из попавших в тот период, когда деньги зарабатывали умением развлечь публику. И кто, кроме них, из этого поколения может называться действительно интересным игроком?
Навскидку - Алан МакМанус и Джо Свейл.
>> Начало 90-х - РОС и Вильямс.
Хиггинс был очень популярен среди публики. Мало кто прислушивался к тому, что проскальзывало в его интервью и поведении.
>> Конец 90-х - Хантер и никого больше.
Стивенс, Дотт, Фу. Возможно, и Дэя можно было бы туда отнести, если бы ему побольше стабильности.
И еще один момент: статья, с которой я не согласна, датирована 2002-м годом. Это не о Магвайре, Селби, Мерфи и Аллене там говорится, а о находящихся в расцвете звездах 90-х с Хендри во главе. Ты серьезно готова подписаться под этой позицией?
>> Вот уж в чём публика не виновата. У Алекса были друзья, была семья. И дочь была, так проникновенно читавшая стихи на похоронах. Не среднестатистический Джон Смит, смотрящий снукер две недели в год, виноват в том, что Алекс закончил так, как он закончил.
Нет, публике был нужен буйный Алекс, она умилялась его выходкам. Потому что звезды снукера 80-х такие и должны быть - и семья, и друзья наверняка так считали.
Думаю, Норман прекрасно знает, что если пустить повторы вся аудитория посбегает через два месяца и зрителями ВВС спорт станет тысячи две devoted fans.
Да, постановка вопроса "80-ки были личностями, а современники нет" коробит невероятно. Но у меня все больше подозрений, что тут имеет место быть обычная подмена понятий, когда "индивидуальность" подменяют представлением об "образе". Образы в 1980-х были ярче, факт.
Что до снукера, так статистические записи о 6 сотнях на каком-то чм ничего не говорят о качестве снукера в целом. Да, там были матчи, где, скажем, тот же Стивенс 15 раз пытался забить шар во фрейме, но так и не попал в лузу ни разу. Но были матчи, где тот же Стивенс играл великолепно. Были тактические укатайки, но были матчи, где 80% времени были серии по 70, 90, 100. То есть самый обычный снукер - хотя в плане технических умений игроков и безусловно уступающий нынешнему.
Я не собираюсь идеализировать снукер 80-х, но я и не буду его принижать якобы полным отсутствием серийности, которое искупалось лишь умением развлекать публику. Поскольку матчи того периода я регулярно покупаю и смотрю уже не один год, мне есть с чем сравнивать и на основании чего так говорить.
Я готова подписаться под этой статьёй - в период с 1990 по 2002 в снукере появилось аж четыре с половиной яркие личности, которых интересно смотреть даже в никаком по качеству матче. При том, что по уровню игры 80-е мало отличаются от 90-х - различие скорее в репертуаре ударов.
При всём уважении к этим игрокам, ни Дотт, ни Стивенс, ни Макманус, ни Фу, ни Свейл - не звёзды. Это как раз те, о ком пишет Норман. У них есть свои болельщики, но зал эти игроки не соберут, книги про них писать не будут и на Question of Sport предпочитают звать Пэрротта или Тейлора.
Речь ведь не о качестве игры, а о качестве зрелища. В 80-х были образы, и эти образы были такими яркими потому, что они были естественными, каждый из них был продолжением личности игрока. Всем набила оскомину фраза Хирна про мелодраму с шариками, но она ведь действительности соответствовала. А чем Макманус отличается от, скажем, Свейла, и чем они оба отличаются от, предположим, Стивенса? Если раскапывать биографии и вылавливать интервью, отличаются, конечно, но статья эта написана с точки зрения человека, который снукер видит пять раз в год на ВВС. И такому человеку не объяснишь, насколько великолепен Фергал О'Брайен. К сожалению.
Потому что звезды снукера 80-х такие и должны быть - и семья, и друзья наверняка так считали.
Вопросы к семье и друзьям. Если посмотреть на звёзд снукера 80-х - поведение Алекса выглядит ненормальным.
ellssa
Да, постановка вопроса "80-ки были личностями, а соверменники нет" коробит невероятно.
Коробит, но. Как всегда, проклятое но. У игроков 80-х личность плавно перетекала в образ и обратно. Понятно, что и Дэвис не был скучным, и Гриффитс на мотоцикле гонял, и Мео был интровертом и на самолётах летать боялся, но то, в чём было комфортно и легко, проецировалось на публику. Отсюда и имеем миф про "характеры" и нынешнее их отсутствие. Можно даже виноватых поискать - Дойла, например, с его роботами. Или новую по тем временам систему квалификации. Или телевидение, задолбавшее всех финалом ЧМ85 (а то не худший ли был финал за всё десятилетие, интересно?).